Отдельного учебного предмета, посвященного изучению ПДД, в школах не будет

0
25

Мария Шувалова

По данным МВД России, в прошлом году 20 928 детей получили травмы в ДТП, 737 погибли. За семь месяцев текущего года на дорогах пострадали 11 тыс. детей, 353 погибли. При этом более 40% этих происшествий связаны с нарушением ПДД со стороны детей-пешеходов. Экспертное сообщество считает одной из основных причин такой высокой аварийности несовершенство существующей системы обучения школьников основам безопасности дорожного движения.

Изменить данную ситуации, по мнению общественников, можно либо путем введения в школах отдельного учебного предмета, посвященного изучению ПДД, и проведения по нему экзамена или зачета без оценки, либо увеличением количества часов, предусмотренных образовательными программами на изучение данной темы (в настоящее время по результатам анализа образовательных программ, проведенного общественными организациями, на изучение ПДД отводится в среднем четыре часа). Так, весной текущего года некоммерческое партнерство «Гильдия автошкол» направляло в Минобрнауки России предложение о дополнении программы обучения школьников факультативным предметом «Правила дорожного движения» (36 или 18 часов), который мог бы стать частью профильной подготовки для получения впоследствии профессии водителя. В полученном от министерства ответе указано, что темы, посвященные безопасности дорожного движения, включены в такой обязательный предмет, как «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), а дополнительное изучение ПДД может быть реализовано самими школами в рамках организации плана внеурочной деятельности, сообщил председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев в ходе организованного для обсуждения данной темы круглого стола, прошедшего 24 августа в Общественной палате РФ.

Примерная общеобразовательная программа основного общего образования предполагает, что выпускники школ, изучавшие ОБЖ, умеют адекватно оценивать ситуацию дорожного движения и соблюдают правила безопасности дорожного движения пешехода, велосипедиста, пассажира транспортного средства. Кроме того, темы, посвященные ПДД и безопасному пользованию транспортом, изучаются и в начальных классах в рамках предмета «Окружающий мир», отметил директор Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центр защиты прав и интересов детей» при Минобрнауки России Владимир Зарецкий.

Крайне проблематично будет увеличить количество часов на изучение ПДД в связи с высокой загруженностью школьников – общий объем недельной образовательной нагрузки старшеклассников составляет 37 академических часов, подчеркнула в свою очередь начальник отдела стандартов и содержания в сфере общего образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Данута Чернышова. По ее мнению, предусмотренного действующими нормативами времени вполне достаточно, а качество обучения школьников зависит непосредственно от руководителей конкретных образовательных организаций и квалификации педагогов.

Другой точки зрения придерживается заместитель начальника Управления координации воспитательной работы и профилактики правонарушений Департамента образования г. Москвы Наталья Кондратенко. Она отметила, что до тех пор, пока министерство не закрепит какие-либо определенные требования к тому, как должно быть организовано изучение ПДД, качественного освоения учащимися соответствующего материала во всех школах добиться будет невозможно. Общественники поддержали эту идею и указали на необходимость определения процедуры проверки исполнения данных требований в случае их утверждения.

Тем не менее некоторые образовательные учреждения не просто уделяют особое внимание обучению школьников основам безопасности дорожного движения, в том числе в рамках внеклассной работы, но и сотрудничают с подразделениями МВД России в части реализации предлагаемых ими новых проектов, сообщил представитель Управления правового регулирования и пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России Сергей Хранцкевич. Так, например, проводились эксперименты по интеграции ПДД в другие учебные предметы (например, на уроках физики детям объясняли, как рассчитывается тормозной путь автомобиля, чтобы показать невозможность его резкой полной остановки и тем самым доказать необходимость убедиться в отсутствии ТС перед переходом дороги, и т. д.). Также ряд учреждений активно используют так называемые паспорта дорожной безопасности, в которых прорисованы безопасные маршруты от школы до дома для учащихся начальных классов.

Еще одно перспективное направление сотрудничества – между общеобразовательными организациями и автошколами, которые заинтересованы в том, чтобы приходящие к ним кандидаты в водители уже имели знания в сфере безопасности дорожного движения. Исполнительный директор НПО «Ассоциация автомобильных школ» Светлана Зайцева рассказала, что автошколы готовы разработать методические рекомендации по повышению квалификации преподавателей ОБЖ и по использованию для обучения школьников учебно-материальной базы автошкол и автогородков.

Кстати, по мнению экспертов, активное использование автогородков могло бы существенно повысить качество изучения ПДД детьми, поскольку позволяет сразу прививать им практические навыки. По приведенным заместителем начальника столичной Госавтоинспекции Алексеем Диокиным, в Москве оборудовано 65 автогородков и 125 детских площадок по безопасности дорожного движения. Однако они фактически простаивают, поскольку не определен порядок их использования в образовательном процессе.

Кроме того, необходимо обеспечить непрерывное обучение детей, начиная с дошкольного возраста – дети в детских садах не так загружены, как школьники, и поэтому в рамках игровых курсов могут получать базовые знания ПДД – до выпуска из школы, уверены эксперты.

Подводя итоги обсуждения, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Лариса Фальковская напомнила, что министерство является соисполнителем Федеральной целевой программы
«Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» и отвечает за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. В связи с этим оно ведет соответствующую работу: разрабатывает учебные пособия, организует разнообразные конкурсы и т. д. Таким образом, главная проблема, по мнению представителя Минобрнауки России, заключается в недостаточности взаимоинформирования о проводимых мероприятиях между министерством, Госавтоинспекцией, МВД России и общественными организациями. Она сообщила, что в регионы будет направлен календарь мероприятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма и призвала всех заинтересованных лиц предлагать свои проекты.

Также Лариса Фальковская подчеркнула, что по действующему законодательству часть образовательной программы могут определять участники образовательных отношений, и родительское сообщество конкретного учреждения вправе принять решение о включении в программу отдельного курса по ПДД. Кроме того, предусмотрена возможность взаимодействия образовательных организаций любого уровня (ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), то есть школы и автошколы могут заключать договоры о совместной реализации образовательных программ на некоммерческой основе.

Источник: garant.ru

ПОДЕЛИТЬСЯ

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Комментарии